В религиозной культуре – я имею в виду православие – нет механизма выражения агрессии. На исповеди единственное, на что можно рассчитывать исповеднику, – так это только прощение его плохого поведения, а как жить, чтобы не испытывать «запрещенных» чувств – об этом ни слова. Во-первых, это в принципе невозможно для нормального человека, а во-вторых, этим можно манипулировать, заставляя человека постоянно каяться и молиться, молиться и каяться. Поэтому главным в религиозной жизни становится постоянное ощущение собственной вины и поиск наказания, временно облегчающего это чувство вины. Справедливости ради надо отметить, что такая жизнь многим верующим нравится.

Существует еще одна возможность выражения подавленных негативных чувств – это литературное творчество. В православии это жития святых. Возьмём наиболее авторитетные и почитаемые «Жития» Димитрия Ростовского (1651-1709). Автор творчески переработал известные в его время «Жития», свел их в четыре тома, дополнив их своей фантазией. Вот только две цитаты.

Св. мученик Василий Анкирский (память 1 янв.): « …был повешен на дереве и тело его немилосердно строгали железными орудиями… После того мучители стали вытягивать тело страстотерпца с такой силой, что его кости вышли из своих суставов; при этом с воина Христова срезали кожу в виде ремней и кололи тело его раскаленными железными спицами».

Св. мученица Татиана (память 12 янв.): «Тогда он приказал обнажить святую и бритвами резать ее. Девственное тело ее было бело, как снег и когда стали резать его, то из ран вместо крови, истекало молоко, причем распространилось великое благоухание, как бы от сосуда с ароматами. Затем ее крестообразно распростерли на земле и долгое время били жезлами. … повели святую Татиану в претор, подвесили ее там и терзали железными крючьями и даже вырвали ей сосцы. … святую Татиану снова повесили и снова начали строгать ее тело … тогда святую ввергли в огонь».

Не надо быть психоаналитиком, чтобы догадаться, что автор в создании этих жутких сцен выражал свою сокровенную, глубоко вытесненную агрессию. Особого внимания в «Житиях» Димитрия Ростовского заслуживают его фантазии по поводу женщин. Как правило, им всем рвут клещами сосцы и отрезают белые груди. Когда читаешь такой текст, возникает мысль о том, что если святитель писал правой рукой, то его левая рука при этом не была праздной. По-настоящему с рукой мастера можно познакомиться, читая оригинальный текст, из которого хорошо видно, что из-за религиозных ограничений автор свою сексуальную потребность удовлетворял в такой извращенной форме. Как тут не вспомнить профессора П.Б. Ганнушкина.